Ivan Babici: În Transnistria a început un nou an școlar. Ce va aduce acesta elevilor, profesorilor și părinților? / В Приднестровье начался новый учебный год. Что он принесет школьникам, учителям и родителям?

În Transnistria, cheltuielile pentru educație se situează pe locul doi după cheltuielile pentru pensie. Indicatorul cheltuielilor pentru educație este egal cu 7,0 % din PIB și depășește cu mult parametrii atât ai statelor din spațiul post-sovietic, cât și ai altor țări în curs de dezvoltare cu economii în tranziție. În același timp, aproximativ 87,0 la sută din cheltuielile guvernamentale pentru educație sunt plățile pentru munca efectuată. Însă, salariile cadrelor didactice rămân scăzute și însumează până la 66% din salariul mediu pe economie, care este mai mic decât raportul celorlalte țări din regiune.

Din cauza salariilor scăzute, apar dificultăți în atragerea de specialiști tineri calificați și în păstrarea personalului existent, fapt dovedit de îmbătrânirea tot mai mare a personalului din învățământ. La începutul anului 2018, procesul educațional din Transnistria a fost asigurat de 4.444 de persoane, dintre care 41,1 la sută sunt la pensie, iar 22,6 la sută sunt persoane cu vârsta pre-pensionară.

Accesibilitatea și calitatea educației sunt factorii cheie care determină nivelul de trai al populației, calitatea capitalului uman, mobilitatea socială și de muncă a populației și atractivitatea teritoriului atunci când este ales un loc de reședință. Să luăm în considerare o serie de indicatori ai schimbărilor situației în educație în conformitate cu nivelurile educaționale, după cum urmează:

Sistemul de învățământ preșcolar din 2018 a fost format din 58 de organizații de învățământ preșcolar. În total, 22.305 de copii au fost înscriși în educația preșcolară (cu 174 mai puțin decât în ​​2017). Procentul copiilor înscriși în învățământul preșcolar este de 79,3 la sută. În anul 2018 nu au fost înregistrate cozi în organizarea învățământului preșcolar datorită deschiderii a 5 grădinițe noi. În anul școlar 2018-2019, 20.994 de copii (88,5 la sută) din instituțiile de învățământ preșcolar sunt învățați în limba rusă, 1.592 (11,2 la sută) în limba moldovenească și 105 (0,3 la sută) în ucraineană.

Sistemul general de învățământ transnistrean. În total, funcționează 160 de organizații de învățământ general (la nivel urban – 72, rural – 88), inclusiv 35 de complexe „școală cuprinzătoare – grădiniță”. Numărul total de elevi în anul școlar 2018/2019 comparativ cu anul școlar 2017/2018 a crescut cu 78 de persoane (0,17 la sută) și a însumat 44.969 de persoane. În total, 2.267 de elevi au absolvit cursul de liceu (11 clase) în anul 2018 (2.226 de absolvenți în 2017, 2.307 în 2016). Conform rezultatelor anului școlar 2017-2018, 380 (17,5%) absolvenți ai organizațiilor de învățământ general au primit medalii de aur și argint. Din numărul total de organizații de învățământ general, 75,6 la sută desfășoară procesul de învățământ în limba rusă, 15,6 la sută în moldovenească, 1,9 la sută în ucraineană. În plus în Transnistria funcționează 6,9 la sută de școli ruso-moldovenești. Date sunt furnizate cu excepția a celor 8 școli românești situate pe teritoriul Transnistriei.

Sistemul de educație suplimentară – funcționează 14 organizații. În 2018, sistemul de învățământ suplimentar/cercurile a înregistrat un număr de 13.304 de elevi. Pentru a extinde cooperarea internațională și a extinde schimbul istoric și cultural, s-a luat legătura în domeniul politicii pentru tineret cu Agenția Federală pentru Tineret (Federația Rusă) și cu Instituția bugetară federală de stat „Centrul de Resurse pentru Tineret”.

Sistemul de educație profesională din Transnistria este reprezentat de 24 de organizații de învățământ profesional secundar și superior, în care studiază 19.848 de persoane (în 2017 –  20.866), dintre care 13.555 sunt studenți cu frecvență la zi și 7.311 sunt cu frecvență redusă. Sistemul de organizații de învățământ profesional secundar include 16 organizații (în 2017 –  17). Numărul total de studenți din organizațiile de învățământ profesional secundar este de 7.023 de persoane (în 2017 –  7.376; în 2016 – 7.706).

Sistemul de organizații de învățământ profesional superior include 8 organizații de educație profesională superioară, din care sunt 5 organizații de stat și 3 neguvernamentale (în 2016, 10: 5 de stat și 5 non-statale). Numărul total de studenți din organizațiile de învățământ profesional superior este de 12.825 de persoane. În organizațiile de stat de învățământ profesional superior studiază 10.788 de persoane. 46,0 la sută dintre studenți studiază din fondurile bugetului transnistrean transferate către organizațiile de stat de învățământ profesional superior. Analiza numărului de studenți din organizațiile de învățământ profesional arată o scădere, ceea ce este asociat cu scăderea numărului de absolvenți ai organizațiilor de învățământ general, adică cu situația demografică din Transnistria.

În Universitatea de Stat din Transnistria „T. G. Șevcenko”, în vara anului 2019 au fost înregistrate 3.200 de cereri (anul trecut au fost 3.600). Pentru formarea în cadrul programelor de învățământ profesional secundar, primar și profesional suplimentar, au fost depuse 1.888 de cereri. Universitatea de Stat din Transnistria formează specialiști în 182 de profiluri și specialități. În acest an absolvenții școlilor generale au solicitat domenii precum „Medicina”, „Pediatria”, „Contabilitatea, analiză și audit”, „Sistemele informatice și tehnologia”, „Ingineria software”, „Psihologia”, precum și „Traducere și studii de traducere”. Însă, astăzi sunt nevoie de specialități complet diferite. În școli lipsesc profesori de limbă și literatură rusă, matematică, istorie, fizică, limbi străine etc. Există un deficit de specialiști la universitate, absolvenții nu vor să lucreze pe profesie. Prestigiul profesiei didactice este în scădere, iar tinerii specialiști din școli nu se rețin pentru mult timp.

Aici guvernul intenționează să rezolve problema specialiștilor după cum urmează, dacă un tânăr primește educația din fondurile bugetului atunci acesta este obligat să lucreze pentru stat pentru o anumită perioadă de timp. După exemplul Institutului de Drept de la Tiraspol, la admiterea în această instituție de învățământ, se încheie un acord între cadet și Ministerul Afacerilor Interne, potrivit căruia absolventul este obligat să lucreze în organele de afaceri interne timp de 5 ani. De la 1 septembrie 2019, se preconizează încheierea unui acord tripartit între un student al departamentului bugetar, o instituție de învățământ și o agenție guvernamentală. Guvernul garantează un loc de muncă, instituția de învățământ garantează procesul educațional, studentul acceptă să studieze și să lucreze după absolvire. Bineînțeles, este planificat și sprijinul de stat – subvenții pentru locuințe, posibilitatea educației postuniversitare etc.

Pentru a îmbunătăți calitatea pregătirii lucrătorilor calificați și a specialiștilor de nivel mediu care îndeplinesc cerințele angajatorilor, în 2018 a fost lansată testarea pregătirii duale orientată spre practică. În Transnistria apare problema lipsei specialiștilor atât în ​​industria ușoară, cât și în cea grea, agricultură și construcții. Pentru a îmbunătăți situația, a fost creat un sistem de învățământ dual. Aceasta este o combinație între teorie și practică. Un astfel de sistem are drept scop de a oferi tuturor o  educație tehnică într-un timp scurt. În prezent, implementarea instruirii duale se realizează pe următoarele platforme: 1) pe baza Instituției de învățământ de stat „Colegiul de afaceri și servicii din Tiraspol” și a Societății pe acțiuni închise „Odema” V. Solovieva (aproximativ 50 de persoane pentru profesia „Operator de echipamente de cusut”); 2) pe baza Instituției de învățământ de stat, învățământ profesional secundar „Colegiul Tehnologic pentru Comerț din Bender”, și SRL „Intercenter Lux”, Societatea pe acțiuni închise „Compania de cusut Vestra”, Compania pe acțiuni deschise „Floare”, SRL „Softshuz”. Primii absolvenți în număr de 13 persoane cu calificarea de „Cusător” au fost angajați la SRL „IntercenterLux”. 3) pe baza Instituției de învățământ de stat „Colegiul Industrial din Dubăsari” și SRL „Intercenter Lux” – se va face pregătirea profesională în profesia de „croitoreasă”; 4) pe baza Instituției de învățământ de stat „Colegiul Politehnic din Râbnița” și Companiei pe acțiuni deschise „Uzina metalurgică moldovenească”, vor fi instruiți 20 de studenți în specialitățile „Prelucrarea metalelor prin presiune” și „Metalurgia metalelor feroase”; 5) pe baza instituției de învățământ de stat „Colegiul Nistrean pentru tehnologii energetice și informatice” și Societatea pe acțiuni închise „Centrala termoelectrică de la Cuciurgan” – vor fi instruiți specialist pentru industria energetică (40 de studenți studiază); 6) pe baza școlii tehnice de construcții industriale și Societatea pe acțiuni închise „Elektromash” se va face pregătirea profesională în profesia de sudor cu gaz; 7) Instituția de învățământ de stat „Școala Politehnică din Slobozia” și SRL „Expediția-Agro”, SRL „Solntse Dar”, SRL „Agrostar” vor face instruirea lucrătorilor în profesia „Șofer de tractor”; 8) Instituția de învățământ de stat „Colegiul Agrar și Tehnic din Tiraspol M.V. Frunze” și „Uzina de lapte din Tiraspol”, SRL „ Fix ”, SRL „ EuroRostAgro”, SRL „Holpark”, SRL „Holpark”, „Agrostar”, SRL „ Fialt-Agro” vor face instruirea specialiștilor în domeniul medicinii veterinare, agronomie, mecanizare agricolă ; 9) Instituția de învățământ de stat „Colegiul Politehnic din Camenca” și ferma colectivă „Drumul lui Lenin” din raionul Camenca, vor face pregătirea profesională în profesia „Șofer de tractor”.

Numărul de organizații de învățământ profesional și întreprinderi este în continuă creștere, acoperind tot mai multe sectoare ale economiei din Transnistria. Un astfel de sistem de formare dublă servește pentru a umple lipsa din specialitățile de lucru. Ministerul Educației va continua să dezvolte acest domeniu.

Punerea în aplicare a politicii în domeniul științific, a fost audiată în cadrul întâlniri ale Comisiei de stat pentru evaluarea activităților științifice și inovatoare pentru anul 2017, în cadrul cărora au fost audiate 38 de rapoarte privind activitatea de cercetare în 4 instituții științifice și educaționale și 4 instituții științifice. Însă, guvernul Transnistriei în căutarea și economisirea de bani, intenționează să reducă semnificativ aceste laboratoare de cercetare începând cu anul 2020. Cu siguranță o astfel de decizie va duce la prăbușirea sferei științifice a Transnistriei, care va afecta deteriorarea sistemului de învățământ în ansamblu. În prezent nu există suficienți profesori de matematică, biologie, chimie, fizică, și acest lucru va duce la o scădere a potențialului științific al Transnistriei. Numărul total de profesori și angajați ai sistemului de învățământ general și preșcolar în 2018 este de 8.452 de persoane (8.578 în 2017, 8.609 în 2016). În 2018, 1.506 de angajați au fost implicați în sistemul de învățământ profesional secundar, inclusiv 770 de profesori (în 2016, 823 de profesori). În 2018, 2.199 de angajați au fost implicați în sistemul de învățământ profesional superior, din care doar 1.022 alcătuiesc echipa de profesori, dintre care 29 de doctori în științe, 238 de candidați în științe, 21 de profesori și 183 de profesori asociați.

Pentru întreaga comunitate pedagogică din Transnistria, începutul activității în noul an școlar este tradiționala conferință din august, care în acest an a avut loc pe 22 august și a reunit peste 650 de profesori din toate orașele și regiunile pe tema „Dezvoltarea sistemului de învățământ transnistrean: priorități și perspective”. După 29 de ani a existenței Transnistriei, a fost creat un sistem de învățământ care funcționează în spațiul unic de învățământ al Federației Ruse. Organul responsabil desfășoară activități direcționate privind dezvoltarea durabilă a sistemului de învățământ în conformitate cu Planul de lucru al Guvernului, ținând cont de prevederile Strategiei de dezvoltare a Transnistriei pentru perioada 2019-2026.

În cadrul evenimentului, șefa departamentului Tatyana Loginova a oferit o analiză detaliată a sistemului educațional pentru anul universitar 2018-2019, unde a acordat o atenție specială îmbunătățirii calității educației la toate nivelurile, îmbunătățirea sistemului de identificare și însoțire a copiilor cu nevoi speciale și susținerea inițiativelor de tineret. Astfel, la 1 septembrie a anului școlar 2019-2020, peste 46 de mii de elevi vor sta la băncile școlii. Față de anul trecut, se estimează o creștere a numărului total de elevi cu 1.200 persoane. La începutul anului 2019, numărul copiilor sub 18 ani din Transnistria a depășit 78 de mii de persoane.

O inovație este deschiderea de la 1 ianuarie 2019 a centrului de primire a părinților de la Ministerul Educației, multe probleme care apar pentru mame și tați vor fi soluționate prin dialog cu reprezentanții Ministerului, administrației școlare și, ca urmare, vor fi mai puține plângeri. Ministrul Tatyana Loginova a amintit principiul care trebuie respectat atunci când avem de-a face cu comunitatea părinților și cu elevii: „Nu sunt pentru noi, dar suntem pentru ei”.

Domeniile semnificative în implementarea politicii de stat în domeniul educației sunt, de asemenea, continuarea lucrărilor la crearea Școlii Olimpice (deschiderea acesteia va avea loc la începutul lunii septembrie 2019); scutirea completă de la chirie pentru utilizarea literaturii educaționale în organizațiile de învățământ general; îmbunătățirea logisticii școlilor, colegiilor și școlilor tehnice prin adoptarea de programe pentru furnizarea pe etape de echipamente sportive și echipamente tehnologice. În fiecare dintre aceste domenii, guvernul întreprinde măsuri concrete.

Se continuă punerea în aplicare a programului de stat „manualul” pentru anii 2017-2021, care permite reînnoirea fondului de învățare a bibliotecii școlare, cu o atenție deosebită acordată în 2019 echipării școlilor cu predare în limba moldovenească și ucraineană cu manuale.

Anunțarea anului 2019 ca Anul Ecologiei a pus educația de mediu a tinerei generații la un nou nivel, al cărui scop este de a forma cultura ecologică a copiilor școlari și de a educa persoana viitorului.

Îmbunătățirea procesului educațional este de neconceput fără pregătirea de înaltă calitate a elevilor pentru promovarea examenelor finale. În clasa a 11-a, este un examen la limba maternă și la matematică. La absolvirea din anii 2017-2018, 58 de elevi nu au făcut față testului și nu au primit certificate.

Din septembrie 2017, a fost introdus în programul educațional un curs de educație pentru tinerii ortodocși. Acesta a fost predat elevilor de clasa a V-a. Începând din acest an, acest curs va fi citit pentru elevii de șapte ani și mai departe până în clasa a IX-a. Experiența Transnistriei în educația spirituală și morală a fost prezentată la o masă rotundă a Comitetului Educației din Duma de Stat a Federației Ruse și în cadrul comisiei pentru armonizarea relațiilor interetnice și interreligioase ale Camerei Publice a Federației Ruse.

Îmbunătățirea calității pregătirii personalului calificat pentru economia Transnistriei este, de asemenea, relevantă, deoarece piața muncii are nevoie de personal extrem de profesionist, care este capabil să își îndeplinească în mod eficient și responsabil îndatoririle profesionale și să se adapteze la condițiile de producție.

În cadrul conferinței au fost subliniate, de asemenea, o serie de probleme în domeniul educației. Sistemul de învățământ duce lipsa de tineri profesori, unde în această privință este necesar să se sporească în continuare prestigiul profesiei în societate. Optimismul este dat de datele campaniei de introducere la UST, conform căreia la pedagogie și folologie se înregistrează un număr bun de studenți.

Printre cele mai acute probleme – lipsa de personal, creșterea prestigiului profesiei didactice, susținerea profesorilor tineri și creșterea nivelului general de pregătire a cadrelor didactice. Conducerea ministerului relevant și a comunității pedagogice vor lucra la rezolvarea acestor probleme și a altor probleme în anul școlar 2019-2020.

În educația preșcolară, problema relevantă rămâne îmbătrânirii personalului didactic și a unui aflux nesemnificativ de tineri specialiști și, ca urmare, un număr insuficient de specialiști cu înaltă calificare.

În sistemul de învățământ general, în condițiile păstrării contingentului de studenți și migrației active a populației, există dezechilibre în formarea rețelei școlare, distribuirea contingentului de elevi între organizațiile de învățământ general, prin afiliere administrativă și teritorială, în special la nivelul învățământului general secundar. O problemă este și furnizarea instituțiilor de învățământ a personalului didactic tânăr, în special în școlile rurale de grad scăzut.

Școlile au probleme cu mobilierul. În urmă cu 8 ani, birourile și scaunele școlare au fost parțial înlocuite – aceasta este probabil 3-4% din toate nevoile. De asemenea, este necesar să se acorde atenție funcționalității mobilierului. Profesorii și directorii spun că au nevoie de scaune și mese reglabile în înălțime, pentru confortul elevilor de diferite dimensiuni. În acest an, Bender intenționează să înceapă o renovare treptată a mobilierului în școli și grădinițe. Această intenție a fost declarată de șeful orașului, Roman Ivanchenko, în timpul unei inspecții a instituțiilor de învățământ. Până la începutul anului școlar, vor fi achiziționate un lot de scaune noi.

La conferința pedagogică anuală republicană a fost ridicată problema închiderii școlilor necalificate. Într-o măsură mai mare, acest lucru se aplică instituțiilor din sat. Președintele a menționat ca exemplu experiența Rusiei și a subliniat că aceasta este inacceptabilă pentru noi. „Există multe lucruri bune în Federația Rusă, dar există și neajunsuri – aceasta este distrugerea sistemului de învățământ în zonele rurale. Au închis școli, grădinițe, centre de agrement și s-a întâmplat așa că în Rusia a fost pierdută viața rurală”, a spus șeful statului. Mai mult de o treime din populația Transnistriei locuiește în sat/comună. Potrivit președintelui, dacă școlile vor fi închise, ne vom pierde viața rurală și ne vom degrada. „Școala este un centru cultural. Prin urmare, în RMN, este inacceptabil să închidem școlile din zonele rurale și nu vom face acest lucru. Mai mult, vom începe să le dezvoltăm – să investim fonduri prin Fondul de investiții. Acesta este viitorul nostru”, a spus Vadim Krasnoselskiy. El crede că în regiunea agricolă va veni un moment în care oamenii din orașe vor fi fericiți să plece la sate pentru a trăi.

Puternică este declarația făcută la conferință de Vadim Krasnoselskiy potrivit căreia nu trebuie nimic schimbat în sistemul de învățământ. „Oriunde studiază copiii noștri, aceștia sunt foarte apreciați și toate acestea sunt menționate, prin urmare, nu poate fi vorba de nici o reformă în educația transnistreană”, a menționat V. Krasnoselskiy. Dar, din problemele și dificultățile existente, este evident că, dacă nu există reforme, acest lucru va duce la stagnarea sistemului de învățământ transnistrean.

Însă, pentru o nouă etapă în modernizarea sistemului de învățământ, este necesară combinarea eforturilor tuturor părților interesate de îmbunătățirea calității educației: directori, angajatori, părinți, elevi, cadre didactice și societatea.

Aceste eforturi ar trebui să vizeze punerea în aplicare a următoarelor domenii prioritare de activitate:

– asigurarea condițiilor egale pentru educarea preșcolară a copiilor și asigurarea condițiilor egale pentru admiterea la școală;

– actualizarea conținutului și îmbunătățirea calității educației pe toate nivelurile;

– asigurarea sănătății copiilor în sistemul preșcolar, a elevilor și studenților;

– îmbunătățirea sistemului de însoțire a copiilor cu nevoi speciale;

– îmbunătățirea sistemului de furnizare a organizațiilor de învățământ cu personal didactic tânăr, cu condiția să se mențină continuitatea generațiilor;

– dezvoltarea bazei materiale și tehnice a organizațiilor educaționale;

– dezvoltarea de modele pedagogice moderne pentru formarea lucrătorilor calificați și a specialiștilor în condiții reale de producție.

Conferința a identificat prioritățile pentru anul școlar. Principalul reper al sistemului de învățământ transnistrean este Federația Rusă, dar nu s-a simțit de mult timp ca Rusia să investească resurse financiare, intelectuale și tehnologice în dezvoltarea educației din Transnistria. Prin urmare, poate nu merită ca ministerul educației să se concentreze pe sistemul lor de învățământ, ci să caute oportunități de participare la programe și subvenții internaționale pentru îmbunătățirea abordărilor de predare în învățământul preșcolar, general, profesional și suplimentar în instituțiile de învățământ din Transnistria. Președintele, guvernul și sovietul suprem ar trebui să înțeleagă clar că, prin eforturi comune, ei sunt obligați să creeze condiții care să asigure accesibilitatea, calitatea și confortul participanților la procesul educațional: profesor-elev-părinte.

 

 

В Приднестровье расходы на образование представляют собой вторую по величине статью расходов, уступая лишь расходам на пенсии. Показатель расходов на образование, равный 7,0 процентам ВВП, намного превышает параметры как государств постсоветского пространства, так и иных развивающихся стран с переходной экономикой. При этом порядка 87,0 процентов расходов государства на сферу образования приходится на оплату труда. И в то же время зарплата педагогов остается низкой и складывается в пределах 66 % от уровня заработной платы в среднем по экономике, что меньше соотношения других стран региона.

В связи с низкой заработной платой возникают трудности в привлечении квалифицированных молодых специалистов и сохранении существующих кадров, о чем свидетельствует растущее старение персонала в образовании. На начало 2018 года образовательный процесс в Приднестровье обеспечивает 4 444 человека, из которых 41,1 процента находятся на пенсионном обеспечении, а 22,6 процента лица предпенсионного возраста.

Доступность и качество образования являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни населения, качество человеческого капитала, социальную и трудовую мобильность населения, привлекательность территории при выборе места проживания. Рассмотрим ряд показателей изменения ситуации в образовании в соответствии с уровнями образования, так:

Система дошкольного образования в 2018 году состояла из 58 организаций дошкольного образования. Всего услугами дошкольного образования и воспитания было охвачено 22 305 детей (на 174 меньше, чем в 2017 году). Процент охвата детей дошкольным образованием составляет 79,3 процента. Очередность в организации дошкольного образования в 2018 году отсутствовала благодаря открытию в Приднестровье за последние три года 5 новых детских садов. В 2018 – 2019 учебном году в организациях дошкольного образования обучаются на русском языке 20 994 ребенка (88,5 процента), на молдавском языке 1 592 (11,2 процента), на украинском языке 105 (0,3 процента).

Система общего образования Приднестровья. Всего функционирует 160 организаций общего образования (городских (поселковых) – 72, сельских – 88), в том числе 35 комплексов «Общеобразовательная школа – детский сад». Общее количество учащихся в 2018/2019 учебном году по сравнению с 2017/2018 учебным годом увеличилось на 78 человек (0,17 процента) и составило 44 969 человек. Курс средней школы (11 классов) в 2018 году окончили 2 277 выпускников (в 2017 году – 2 026 выпускников, в 2016 году – 2 307). По итогам 2017-18 учебного года 380 (17,5 процента) выпускников организаций общего образования были награждены золотыми и серебряными медалями. Из общего количества организаций общего образования 75,6 процента осуществляют образовательный процесс на русском языке, 15,6 процента – на молдавском языке, 1,9 процента – на украинском языке. Кроме того, в Приднестровье функционируют 6,9 процента русско-молдавских школ. Данные предоставлены без учета 8 румынских школ, расположенных на территории Приднестровья.

Система дополнительного образования – функционирует 14 организациями для детей кружковой направленности. В 2018 году охват учащихся системой дополнительного образования кружковой направленности составил 13304 обучающихся. В целях расширения международного сотрудничества и расширения исторического и культурного обмена налажен контакт в области молодежной политики с Федеральным агентством по делам молодежи (Российская Федерация) и ФГБУ «Ресурсный молодежный центр».

Система профессионального образования Приднестровья представлена 24 организациями среднего, высшего профессионального образования, в которых обучается 19 848 человек (в 2017 году – 20 866), из них на дневной форме обучения – 13 555 человек, на заочной – 7 311 человек. Система организаций среднего профессионального образования включает 16 организаций (в 2017 году – 17). Общее количество обучающихся в организациях среднего профессионального образования – 7 023 человек  (в 2017 году – 7 376; в 2016 году – 7 706).

Система организаций высшего профессионального образования включает 8 организаций высшего профессионального образования, в том числе 5 государственных организаций, 3 – негосударственных (в 2016 году – 10: 5 – государственных и 5 –негосударственных). Общее количество обучающихся в организациях высшего профессионального образования 12 825 человек. В государственных организациях высшего профессионального образования обучается 10 788 человек. 46,0 процентов студентов обучается за счет средств Приднестровского бюджета в государственных организациях высшего профессионального образования. Анализ контингента обучающихся в организациях профессионального образования показывает уменьшение количества обучающихся, что связано с уменьшением количества выпускников организаций общего образования, т.е. демографической ситуацией в Приднестровье.

В Приднестровский госуниверситет им. Т. Г. Шевченко поступило за лето в 2019 году 3 200 заявлений абитуриентов (в прошлом году их было 3 600). На обучение по программам среднего, начального и дополнительного профобразования подано 1 888 заявлений. Приднестровский госуниверситет ведёт подготовку специалистов по 182 профилям и специальностям. В этом году у абитуриентов пользуются популярностью такие направления, как «Лечебное дело», «Педиатрия», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Информационные системы и технологии», «Программная инженерия», «Психология», а также «Перевод и переводоведение». Потребности по специальностям сегодня совсем другие, в школах не хватает учителей русского языка и литературы, математики, истории, физики, иностранных языков и т.д. На педагогические специальности в вуз недобор, либо выпускники не хотят работать по профессии. Падает престиж профессии учителя, и молодые специалисты в школах не задерживаются.

Тут Правительство планирует решать проблему специалистов следующим образом, если молодой человек получает образование за счет бюджета, он обязан отработать на государство определенный период времени. На примере, Тираспольского юридического института при поступлении в данное учебное заведение заключается договор между курсантом и Министерством внутренних дел, в соответствии с которым выпускник обязан отработать в органах внутренних дел 5 лет. С 1 сентября 2019 года предполагается заключение трехстороннего договора между студентом бюджетного отделения, учебным заведением и правительственным учреждением.  Правительство гарантирует рабочее место, учебное заведение гарантирует учебный процесс, студент обязуется учиться и работать после окончания обучения. И, конечно, планируется государственная поддержка – субсидии на жилье, возможность заниматься постдипломным образованием и т.д.

В целях повышения качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, отвечающих требованиям работодателей, в 2018 году начата апробация практикоориентированного (дуального) обучения. В Приднестровье возникает проблема отсутствие специалистов рабочей специальности как в легкой, так и в тяжелой промышленности, сельском хозяйстве и строительстве. Для улучшения ситуации создали систему дуального образования. Это совмещение теории и практики. Такая система направлена на то, чтобы всем желающим в короткий срок дать техническое образование. В настоящее время реализация дуального обучения осуществляется на следующих площадках: 1) на базе ГОУ «Тираспольский колледж бизнеса и сервиса» и ЗАО «Одема» им. В.Соловьевой. (около 50 человек по профессии «Оператор швейного оборудования»); 2) на базе ГОУ СПО «Бендерский торгово-технологический техникум» и ООО ТПФ «Интерцентр Люкс», ЗАО «Швейная фирма «Вестра», ОАО «Флоаре», ООО «Софтшуз». Первый выпуск в количестве 13 человек с присвоением квалификации «Швея», трудоустроены в ООО ТПФ «ИнтерцентрЛюкс». 3) на базе ГОУ СПО «Дубоссарский индустриальный техникум» и ООО ТПФ «Интерцентр Люкс» – профессиональная подготовка по профессии «Швея»; 4) на базе ГОУ СПО «Рыбницкий политехнический техникум» и ОАО «Молдавский металлургический завод» приступили к обучению 20 студентов по специальностям «Обработка металлов давлением» и «Металлургия черных металлов»; 5) на базе ГОУ СПО «Днестровский техникум энергетики и компьютерных технологий» и ЗАО «Молдавская ГРЭС» – подготовка специалистов для отрасли энергетики. (обучаются 40 студентов). 6) на базе ГОУ СПО «Промышленно-строительный техникум» и НП ЗАО «Электромаш» – профессиональная подготовка по профессии «Электрогазосварщик»; 7) ГОУ СПО «Слободзейский политехнический техникум» и ООО «Экспедиция-Агро», ООО «Солнце Дар», ООО «Агростар»- подготовка рабочих кадров по профессии «Тракторист»; 8) ГОУ СПО «Тираспольский аграрно-технический колледж им. М.В. Фрунзе» и ЗАО «Тираспольский молочный комбинат», ООО «Фикс», ООО «ЕвроРостАгро», ООО «Холпарк», ООО СХФ «Агростар», ООО «Фиальт-Агро», – подготовка специалистов в области ветеринарии, агрономии, механизации сельского хозяйства; 9) ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум» и колхоз «Путь Ленина» Каменского района – профессиональная подготовка по профессии «Тракторист».

Количество организаций профессионального образования, предприятий и организаций планомерно увеличивается, охватывая все больше отраслей экономики Приднестровье.Такая система дуального обучения служит для того, чтобы восполнить пробелы рабочих специальностей. Министерство просвещение будет продолжать развивать это направление.

Реализация политики в научной сфере, гдена заседаниях Государственной комиссии по оценке научной и инновационной деятельности за 2017 год, в рамках работы которой заслушаны 38 отчетов о проведении научно-исследовательских работ в 4 научно-образовательных и 4 научных учреждениях. Но Правительство Приднестровья в поиске и экономии средств планирует с 2020 года существенно сократить данные научно-исследовательские лаборатории, безусловно такое их решение приведет к краху научной сферы Приднестровья, что повлияет на ухудшение системы образования в целом. И так сейчас не хватает учителей математики, биологии, химии, физики, что в результате приведет к уменьшению научного потенциала Приднестровья.  Приведем цифры, что общая численность занятых в системе общего и дошкольного образования педагогических работников и руководителей в 2018 году составляет 8452 человека (в 2017 году- 8578, в 2016 году – 8609 человек). В системе среднего профессионального образования в 2018 году было задействовано 1 506 работников, в том числе 770 педагогов (в 2016 году – 823 педагога). В системе высшего профессионального образования в 2018 году было задействовано 2 199 работников, из них 1022 профессорско-преподавательский состав, из них докторов наук – 29, кандидатов наук – 238, профессоров – 21, доцентов – 183.

Для всего педагогического сообщества Приднестровья стартом деятельности в новом учебном году является традиционная августовская конференция, которая в этом году прошла 22 августа и собрала более 650-ти учителей со всех городов и районов по теме «Развитие системы образования Приднестровья: приоритеты и перспективы».За 29 лет существования Приднестровья создана система образования, которая функционирует в едином образовательном пространстве Российской Федерации. Ответственным органом проводится целенаправленная работа по устойчивому развитию системы образования в соответствии с Планом работы Правительства с учетом положений Стратегии развития Приднестровья на 2019-2026 годы.

На мероприятии глава ведомства Татьяна Логинова привела подробный анализ работы отрасли за 2018-2019 учебный год, где особое внимание уделила повышению качества образования на всех уровнях, совершенствованию системы выявления и сопровождения детей с особыми потребностями, поддержке молодёжных инициатив. Так первого сентября 2019-2020 учебного года за школьные парты сядут более 46 тыс. учащихся. В сравнении с прошлым годом ожидается увеличение общего количества школьников на 1200 человек. Количество детей до 18 лет в Приднестровье на начало 2019 года превысило 78 тысяч человек.

Новшеством является открытие с 1 января 2019-го родительской приемной при министерстве просвещения, многие вопросы, возникающие у мам и пап, решаются при диалоге с представителями министерства, администрацией школ и как результат – жалоб становится меньше. Министр Татьяна Логинова напомнила о принципе, который надо соблюдать при контакте с родительским сообществом и учениками: «Не они для нас, а мы для них».

Значимыми направлениями в рамках реализации государственной политики в сфере образования являются также продолжение работы по созданию Училища олимпийского резерва (его открытие состоится в начале сентября 2019 года); полное освобождение родителей школьников от арендной платы за пользование учебной литературой в организациях общего образования; улучшение материально-технического обеспечения школ, училищ и техникумов путем принятия программ по поэтапному обеспечению спортивным инвентарем и компьютерной техникой организаций образования. В каждом из этих направлений Правительство делает конкретные шаги.

Продолжена реализация Государственной целевой программы «Учебник» на 2017-2021 годы, что позволяет пополнять учебный фонд школьных библиотек, при этом особое внимание в 2019 году уделялось оснащению учебниками школ с молдавским и украинским языками обучения.

Объявление 2019 года Годом экологии и благоустройства поставило на новый уровень экологическое воспитание подрастающего поколения, целью которого является формирование экологической культуры школьников, воспитание человека будущего.

Совершенствование учебного процесса немыслимо без качественной подготовки учащихся к сдаче выпускных экзаменов. В 11-м классе это ЕГЭ по родному языку и математике. На выходе не справились с испытанием и не получили аттестаты 58 учащихся в кампании 2017-2018.

С сентября 2017 года в образовательную программу был введён курс православного воспитания молодёжи. Тогда его слушателями стали пятиклассники. С нынешнего года данный курс будут читать уже для семиклассников и далее до 9-х классов. Опыт работы Приднестровья по духовно-нравственному воспитанию был представлен на заседании круглого стола Комитета по образованию Государственной Думы Российской Федерации и в комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной Палаты РФ.

Повышение качества подготовки квалифицированных кадров для экономики Приднестровья является также актуальным, так как рынок труда нуждается в высокопрофессиональных кадрах, умеющих качественно и ответственно выполнять свои профессиональные обязанности, адаптироваться к изменяющимся производственным условиям.

Обозначили в ходе конференции и ряд проблем в сфере образования. Системе просвещения очень не хватает молодых преподавателей, где в этой связи необходимо дальше поднимать престиж профессии в обществе. Оптимизм придают данные вступительной кампании в ПГУ, по которым на педагогику и филологию зафиксирован хороший набор.

Среди наиболее острых – дефицит кадров, повышение престижа профессии педагога, поддержка молодых педагогов и повышение общего уровня профессиональной подготовки учителей. Над решением этих и других вопросов руководство профильного министерства и педагогическая общественность будут работать в 2019-2020 учебном году.

В дошкольном образовании – актуальной остается проблема старения педагогических кадров  и незначительный приток молодых специалистов, и как следствие недостаточное количество высококвалифицированных специалистов.

В системе общего образования в условиях сохранения контингента учащихся, активной миграции населения имеют место диспропорции в формировании школьной сети, распределении контингента учащихся среди организаций общего образования по административно-территориальной  принадлежности, особенно на уровне среднего общего образования. Сохраняется проблема обеспечения организаций образования молодыми педагогическими кадрами, особенно в сельских малокомплектных школах.

В школах имеются проблемы с мебелью. 8 лет назад в школах были частично заменены парты и стулья – это, наверное, 3-4% от всех потребностей. Также необходимо обратить внимание на функциональность мебели. Учителя и директора говорят, что нужны стулья и столы, регулируемые по высоте, для удобства школьников разного роста. В этом году в Бендерах намерены начать постепенное обновление мебели в школах и детских садах. Об этом заявил глава города Роман Иванченко в ходе инспекции образовательных учреждений. К началу учебного года закупят партию новых стульев.

На ежегодной республиканской педагогической конференции поднимался вопрос закрытия малокомплектных школ. В большей степени это касается учреждений в селе. Президент привёл в пример опыт России и подчеркнул, что для нас это неприемлемо.«В Российской Федерации есть много хорошего, но есть и недоработки – это уничтожение системы образования в сельской местности. Закрывали школы, детские сады, досуговые центры, и так получилось, что в России потеряли сельскую жизнь», – сказал глава государства. Более трети населения Приднестровья проживает в селе. По мнению президента, если в этой местности закрывать школы, мы потеряем сельскую жизнь и будем деградировать.«Школа – это культурный центр. Поэтому в ПМР закрывать школы в сельской местности недопустимо, и мы этого делать не будем. Более того, мы станем их развивать – вкладывать денежные средства через Фонд капвложений. Это наше будущее», – сказал Вадим Красносельский. Он считает, что в аграрном регионе, настанет такое время, когда люди из городов будут с удовольствием уезжать в сёла жить.

Сильным является заявления на конференции Вадима Красносельского, что менять ничего в системе образования не нужно. «Где бы ни учились наши дети, они получают высокую оценку, и все это отмечают, поэтому о каких-либо реформах Приднестровского образования и речи быть не может», – отметил В. Красносельский. Но очевидно из имеющихся проблем и трудностей если не будет реформ, то это приведет к застою в системе образования Приднестровья.

Но для нового этапа модернизации системы образования необходимо объединение усилий всех заинтересованных в повышении качества образования сторон: управленцев, работодателей, родителей, обучающихся, педагогических коллективов и общественности.

Эти усилия должны быть направлены на реализацию следующих приоритетных направлений деятельности:

– обеспечение равных условий образования и воспитания детей дошкольного возраста  и равных стартовых условий при поступлении в школу;

–  обновление содержания и повышение качества образования всех уровней;

–  обеспечение здоровья дошкольников, учащихся и студентов;

–  совершенствование системы сопровождения детей с особыми потребностями;

– совершенствование системы обеспечения организаций образования молодыми педагогическими кадрами при условии сохранения преемственности поколений;

– развитие  материально-технической базы организаций образования;

– развитие современных педагогических моделей подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в реальных производственных условиях.

Конференция определила приоритеты на учебный год. Основным ориентиров в системе образования Приднестровья является Российская Федерация, но уже давно не ощущается, что Россия вкладывает ресурсы как финансовые, интеллектуальные, технологические в процесс развития образования в Приднестровье. Поэтому может и не стоит министерству просвещения делать упор на их систему образования, а искать возможности участия в международных программах, грантах для улучшения подходов обучения в дошкольном, общем, профессиональном и дополнительном образованиях в учебные заведения Приднестровья. Президент, Правительство и Верховный Совет должны четко понимать, что совместными усилиями обязаны создать условий, обеспечивающих доступность, качество и комфорт для участников образовательного процесса: учитель-ученик-родитель.